Cвятые мощи

DSC 8757DSC 8745DSC 8749DSC 8735В нашей обители находится ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих: вмч. Пантелеимона,  свщмч. Харалампия Магнезийского, муч. Трифона, святит. Луки Крымского, святит. Нектария Эгинского, прп. Агапита Печерского. За свою святую и чистую жизнь они получили от Бога благодать исцеления и врачевания людей от различных недугов.

  • Приложиться к святым мощам можно до начала богослужения в правом приделе храма.
  • Также в храме пребывает венец с частицей мощей святой великомученицы Варвары. Каждый понедельник св. Варваре       совершается водосвятный молебен, по окончании которого у каждого есть возможность приложиться к святыне.

Тихвинская икона Божией Матери

Появление в Екатеринославской епархии Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано с долгим спором по поводу того, в честь кого будет наименована новая община. Для разрешения разногласия обратились к епископу Платону, который пригласил монахиню Феонилу (Ефремову). Она передала предсказание Киевского старца Феофила о том, что она поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Теперь оставалось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Божьей Матери, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но преосвященный остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной и написали записку, в которой были указаны во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю.

К концу трехдневного подвига Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступнице». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария Гусева пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял это за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что этот образ пребывает в городе Тихвине.

Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии данного образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым Образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступнице». Услышали посланники и рассказ о чудесном пребывании святого образа в обители.

Икона была написана в Царьграде, но за прегрешения жителей города трижды скрывалась. В последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим ангелами «на воздусе» над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином святой образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления икона стала называться Тихвинской. Она является главной святыней обители и всего города. При нашествии неверных (татар) в 1533-1584 годах образ Божией Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, пред ним была зажжена лампада. Но в монастырском храме была оставлена Его копия, написанная на древе. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но копия образа Богородицы одна осталась несгоревшей, а только почернела. Этот образ и был передан обители города Екатеринослава в благословение.

Иноки сопровождали икону к пароходу с акафистным пением. Когда внесли ее на пароход, затеплили пред ней лампады, зазвонили колокола в монастыре, и пароход направился по реке Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На встречу святого образа вышли Преосвященный епископ Платон с клиром и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице».

Архиерей снял с парохода образ Божией Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста. Крестным ходом святыню, под пение тропаря: «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…» перенесли на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Святой Образ был обнесен по углам града обительского, затем торжественно отнесен в Троицкую церковь (ныне — Свято-Троицкий кафедральный собор) и поставлен временно, до окончания строительства зимнего храма, у первой правой колонны. В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины икона торжественно была перенесена в храм обители и водворена за правым клиросом. Здесь она находилась до окончания строительства собора, а в 1874 году была торжественно перенесена в собор и также поставлена за правым клиросом. Святой Образ Тихвинской Божией Матери прославился многими чудесами: больные получали исцеление, одержимые разрешались…

Перед окончательным закрытием монастыря в 1925 году святой чудотворный образ монахиням удалось спасти, хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии.

Через 40 лет после своего скитания Тихвинская икона Божией Матери возвратилась в одноименную родную обитель. Это было в 1999 году 9 июля после Божественной литургии. В день празднования Тихвинской иконы Божией Матери из Троицкого кафедрального собора торжественным крестным шествием она была перенесена в Свято-Варваринский монастырский храм. Помимо правящего архиерея архиепископа Иринея (Середнего) в торжествах принял участие епископ Славянский Алипий (Погребняк). И, как прежде, каждую пятницу за вечерним богослужением пред святым образом Владычицы читается акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной!

Диакон Георгий Скубак

http://pravoslavye.org.ua/